Наша рассылка
Хотите быть в курсе событий нашего Прихода и Православного мира? Тогда Вы можете подписаться на нашу почтовую рассылку, заполнив данную форму. 
Управление подпиской

По святым местам России

По святым местам России Паломническая служба на нашем приходе появилась с момента возникновения храма. За это время удалось посетить и поклониться многим святыням республики и необъятной страны. С 15 по 20 июня состоялась поездка по новому для нас маршруту: Алексеевское - Выша – Тамбов – Задонск – Воронеж - Костомарово. За 6 отведённых дней мы смогли вдоволь налюбоваться российскими красотами и помолиться на богослужениях в храмах и монастырях.

В Рязанской области мы посетили Свято-Успенский Вышенский женский монастырь, большую известность получивший в 19 веке в связи с именем духовного писателя и богослова, святителя Феофана (Говорова). В 2015 г. отмечается 200-летие со дня его рождения. Он известен многими литературными трудами – переводами святоотеческой литературы и толкованиями Священного Писания. После богослужения паломники посетили келью, где жил, трудился и молился великий подвижник Божий, прошедший путь от ректора Киевского духовного училища, инспектора и преподавателя Новгородской семинарии,  Русской духовной миссии в Иерусалиме, Олонецкой семинарии  до ректора духовной академии Санкт-Петербурга. В день ему приходилось писать до 40 писем, в котором адресаты ждали мудрого совета, утешения в скорби, вразумления, любви и участия. В возрасте 52 лет он оставил епископское служение и удалился в маленький провинциальный монастырь в Вышу. Однажды он с любовью сказал, что Вышу можно променять только на Царство Небесное. Это место также прославлено чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери, явившим много чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей во 2-ой половине 19 века. Паломники смогли ознакомиться с предметами быта, рукописями и иконами, написанными рукою святителя. В его келье был микроскоп, фотоаппарат, телескоп. Он шил себе одежду, разводил цветы, работал с деревом. У него была богатая библиотека, содержащая духовные книги, художественную литературу, научные издания. Но главным его делом была молитва. Свой земной путь  Феофан – Богом Явленный, завершил в день Богоявления, оставив бесценное наследство людям. Уйдя из мира телесно, он духом всегда остаётся с нами.

Следующим пунктом паломничества стал Тамбов. Покровителем здешнего края является свт. Питирим, Тамбовский чудотворец. Родился он в 1645 году в Вязьме, население которого отличалось особой набожностью, твердостью в вере и благочестии. При крещении был назван в честь прп. Прокопия Декаполита, которого глубоко чтил. С детских лет и Прокопий, и сестра его, в будущем монахиня Екатерина, решили посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни. Особенно же любил отрок Прокопий посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором сохранился строгий устав и старцы славились истинно подвижнической жизнью. Беседы с ними определили будущий путь святителя. На 21-ом году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим в честь ученика прп. Антония Великого, великого подвижника. Стремление души Питирима к Богу и единению с Ним составило основу всех его монашеских подвигов, смысл жизни, освятило все его деяния. Умственная зрелость, воздержание и строгая подвижническая жизнь возвысили его над всеми, даже пред монастырскими старцами, и инок Питирим в 32 года был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита. За время его правления монастырь достиг наивысшей степени процветания. В 1684 г. состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру и он был рукоположен во епископа. В епархии его ожидало много дел: строительство и благоустройство церквей, монастырей, устройство архиерейского дома, труды по обращению язычников к православию.

Через год после своего приезда в эти края, следуя желанию жителей, он построил храм во имя святого Иоанна Предтечи, проповедника покаяния. Воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи, избрав место для основания вместе со св. Воронежским Митрофаном. Здесь он имел небольшую келью, где уединялся для поста и молитвы. В лесу близ монастыря вырыл колодец, вода которого имела целительные свойства. Такой же колодец вырыл в лесной чаще. В 1690 году основал женский Вознесенский монастырь, игуменьей которого стала его сестра Екатерина. Св. Питирим обновил и многие старые обители. При его содействии построен величественный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове, а также благолепный Преображенский каменный кафедральный собор в Тамбове, где он был и архитектором, и рабочим. Когда был выстроен первый этаж храма, святитель указал место для погребения. В возрасте 53 лет святитель отошёл ко Господу. На смену народному горю пришла радостная весть: ибо все прибегавшие к его заступничеству получали по своим молитвам просимое. 28 июля 1914, в день его блаженной кончины, состоялось его причисление к лику святых. В Свято-Преображенском кафедральном соборе мы с благоговением приложились к раке с мощами св. Питирима Тамбовского, чудотворца.

Город Задонск запомнился нам буйным цветением природы и обилием храмов. Это город великих христианских духовных традиций, которые возвели Задонск в ранг общероссийских святынь. Закрепление за городом славы духовного центра – «Русского Иерусалима» - совпало с прославлением св. Тихона Задонского, соединившего с ним свою судьбу. Это город 4-х действовавших к началу 20 века монастырей, из которых три ныне восстановлены. Нам удалось помолиться в Рождественско-Богородицким мужском и Свято-Тихоновском Преображенском женском монастырях.
В конце 15 века известны 4 пристани на Дону, в их числе и Тёшев на месте будущего Задонска. В начале 17 века по благословению патриарха Гермогена из московского Сретенского монастыря пришли за Дон два благочестивых старца – Кирилл и Герасим. Они выбрали возвышенное место для первой церкви будущего монастыря на правом берегу Тёшевки. С ними была копия чудотворной иконы Владимирской Богоматери. От неё и пошло название первого деревянного храма во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери будущего Богородицкого монастыря. К старцам потянулись люди. Днём рождения Задонска можно считать 25 сентября 1779 года, когда императрицей Екатериной II был издан указ «быть городу и селению под монастырём Задонским, именуемым Слободка, и назвать его Задонский».

Дошедшая до наших дней градостроительная система была образцом  реализации идеального замысла. Северная часть Задонска – Дворянская, южная – Мещанская. В ней два духовных ядра: в Дворянской - Богородицкий монастырь, в Мещанской – Успенский собор. Осью симметрии служит ложе высохшей реки Тёшевки. На одних высотных отметках находятся пять храмов – Успенский, Владимирский, Троицкий, Казанский, Вознесенский.
Судьба Задонского монастыря, да и самого города преобразилась, когда сюда в 1769 году прибыл удалившийся на покой св. Тихон, в миру Тимофей Савельевич Кириллов. За его плечами был путь, пройденный от славянской духовной школы и училища, преобразованного в семинарию, до преподавания греческого языка и ведения курса философии, монашеский постриг с именем Тихона, рукоположение в сан иеродиакона, затем в сан иеромонаха. Позднее хиротония в епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского. В 1762 году ему предоставлена самостоятельная Костромская кафедра. Его деятельность по управлению епархией связана с преодолением административно-хозяйственных неурядиц, искоренения невежества, повышения уровня духовного просвещения, запрещением телесных наказаний духовенства. В тоже время он усердно помогал голодающим, погорельцам, бедствующим, запрещая упоминать своё имя. Когда святитель был прикован к постели, помощь осуществлялась через келейников. Известны случаи, когда он добивался отмены смертной казни участникам пугачёвского восстания, восстанавливал в духовном звании оклеветанных и «забритых» в солдаты, содержал за свой счёт семьи, оставшиеся без кормильцев.

После смерти слава о его деяниях продолжала расти, к нему шли потоки паломников. В 1814 г. епископ Воронежский Антоний II в докладной записке в Синод констатировал факт стихийного массового почитания св. Тихона как святого. 20 июня 1861 года указом Святейшего Синода св. Тихон был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. В память св. Тихона на месте его погребения была построена часовня, а позднее, после её разборки одноглавый однопрестольный храм, примыкающий к паперти Владимирского собора. По своему духовному значению и деятельности монастырь занимал 7 место в России. На страницах летописи Задонского монастыря в числе знатных паломников отмечены имена: будущего императора Александра II, великой княгини Елены Павловны, грузинских цариц – Марии, супруги царя Соломона, супруги царя Георга, принца Александра Гессенского, принца Ольденбургского и других.

После революции в 1919 году специальная комиссия вскрыла гробницу св. Тихона и мощи были осквернены, а раки из Рождественского и Владимирского соборов конфискованы. В 1932 году мощи были вывезены из Задонска и оказались в Орловском краеведческом музее, затем были переданы Орловской епархии. Там они пребывали до момента торжественного обращения под своды Владимирского собора в 1991 году.
На смену современникам свт. Тихона – схимонаху Митрофану, Никандру Бехтееву, старцам Аарону и Феофану, скончавшимся в 18 веке, пришли старцы-подвижники: иеросхимонах Агапит, затворник Георгий Машурин, иеромонах Нафанаил и другие, ставшие продолжателями христианского служения свт. Тихона. Ныне Рождественско-Богородицкий монастырь занимает почётное место среди особо прославленных монастырей Черноземной России, составляющих «Пояс Богородицы». Сейчас в монастыре обитают 100 монахов, 300 насельников и 80 трудников, и в любое время года не иссякают потоки паломников в Задонские монастыри.

Воронеж поразил паломников обилием храмов, их в городе более сорока. Покровителем сего края является Митрофан (Михаил) Воронежский, епископ Русской церкви. Его родители принадлежали к духовному званию и поэтому воспитали сына в благочестии. Михаил был женат, имел сына. К 40 годам он овдовел и был пострижен в монашество с именем Митрофан.  Подвизался в Золотниковской пустыни, за строгую монашескую жизнь был избран игуменом обители. За время настоятельства построил новый Спасский храм. С 1675 года являлся игуменом Унженского Троицкого монастыря, которому покровительствовал царствующий дом Романовых. Под его руководством сооружён Благовещенский храм. По поручению Патриарха Иоакима обследовал церкви в ветлужских сёлах, заменил старопечатные книги на новые. В тоже время являлся десятильником – управляющим Унженской десятиной, в состав которой входило 94 храма. В 1682 году назначен епископом Воронежским, был первым архиереем на вновь учреждённой кафедре. Святой Митрофан являлся истинным пастырем, совершающим со страхом Божиим своё служение, с любовью и милосердием вспахивал ниву сердец человеческих, чтобы посеять семена слова Божия, лишь изредка для искоренения пороков обращался к карательным мерам.

При нём были расширены и определены границы епархии, число храмов увеличилось до 239. Епископ принимал меры к повышению нравственного уровня как монашествующих, так и белого духовенства, заботился об их авторитете, защищал священников от притеснений мирян, наладил финансовую дисциплину. Оказывал поддержку Петру I, организовавшему в Воронеже корабельную верфь для строительства флота. В своих проповедях поддерживал как правящий архиерей начинание царя, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. Но в тоже время не боялся возражать царю, когда речь шла о принципиальных вопросах.

В августе 1703 года епископ тяжело заболел и был пострижен в схиму с именем Макарий в честь преподобного Макария Унженского. По его кончине царь лично нёс гроб владыки, а после похорон сказал: «Не осталось у меня такого святого старца». Владыка Митрофан был похоронен в Благовещенском соборе Воронежа. Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора его мощи дважды переносили, и каждый раз было засвидетельствовано нетление тела. С этого времени началось благоговейное почитание св. Митрофана и увеличились чудесные явления помощи Божией у его могилы. В 1832 году епископ был причислен к лику святых. Святитель Митрофан даровал всем пример не только духовной жизни, но и образ христианина, любящего своё Отечество и стремящегося к его благу. Он был верным чадом Царю Небесному и верноподданным царю земному.
В Воронежской области нам посчастливилось побывать в тихой жемчужине России – в селе Костомарово, где в 8 веке создана обитель душевного покоя и духовного совершенствования. В здешних меловых пещерах скрывались отшельники, бежавшие от гонений, как в древние времена, так и в близкие к нам: во времена католической унии на Украине здесь селились монахи-беженцы. Именно они и основали Костомаровский Спасский монастырь, изначально бывший скитом Белогорского мужского монастыря.

Его рукотворные постройки тесно переплетаются с творчеством  природы – меловыми столбами-дивами и пещерами. Иссушенные жарким южным солнцем земли напоминают родину христианства – Палестину, а весь пейзаж – места страданий и подвигов Иисуса Христа: Голгофу, Фавор, Гефсиманию. Здешний монастырь просуществовал 7 веков. В 1917 году он был закрыт, но часть насельников осталась жить в пещерах. Последнего обитателя старца Петра Еременко перед Великой Отечественной войной отправили в тюрьму, где он скончался. Ныне прославлен как священномученик.

Во время войны пещеры использовались как бомбоубежища. После Победы храм был открыт для местных жителей и вновь закрыт во время гонений при Хрущёве, как не отвечающим «санитарно-гигиеническим нормам». По некоторым данным, местное население относилось к храму с неприязнью: разрушали меловые столбы, жгли постройки, дети использовали старинные, писаные на железе иконы как санки. И лишь через 80 лет после октябрьской революции монастырь возвратили Русской Православной Церкви.

Монахини проводят экскурсии для паломников: в соборе покажут чтимую Валаамскую икону Божией Матери, на которой видны следы выстрелов. Какой-то оголтелый безбожник в слепой ненависти расстрелял икону в годы гонений. Все желающие могут посетить Собор Спаса Нерукотворного, где у входа стоят две известняковые скалы, увенчанные куполами, золотом, со звонницей между столбами. Собор поражает своими размерами, одновременно в нём могут находиться до 2000 человек, потолок покоится на 12 колоннах. По горе разбросаны входы в малые пещеры. В конце паломнической тропы находится пещера Покаяния, представляющая собой длинный узкий подземный ход с иконами и свечами на стенах. Ещё на склоне горы есть монастырь, называемый Голгофой, у вершины часовня Распятия Господня, а на самой высокой точке – деревянный крест. У самого подножия горы церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Она построена совсем недавно, в зимнее время в ней проходят богослужения. Здесь же хранится ростовая Костомаровская икона Богородицы, написанная на рубеже 19-20 веков членом Московской академии художеств Шокоревым. В этом месте тихая красота природы ждёт каждого, кто готов с почтением приобщиться к ней.

От посещения святых мест осталось чувство трепета и пасхальной радости, которая посещает нас в самые торжественные моменты нашей жизни. Каждый храм, монастырь, часовенка подарили нам благодатный покров чистоты и святости, доброты и радушия, сердечности и внимания. Вся паломническая группа, как одна семья, причастилась Святых Христовых Таин и с благоговением  и благодарностью ко Господу Богу и всем его святым вернулась в родное Алексеевское. Надеемся, что этот маршрут будет всегда открыт для новых паломников, ищущих святые уголки на всей нашей необъятной земле.

Фотоальбом смотрите тут.




Возврат к списку

 


 

Православные новости