Наша рассылка
Хотите быть в курсе событий нашего Прихода и Православного мира? Тогда Вы можете подписаться на нашу почтовую рассылку, заполнив данную форму. 
Управление подпиской

Космос Юрия Гагарина

9 марта этого года исполняется 80 лет со дня рождения первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. А месяц спустя, 12 апреля, будет 53 года с момента его исторического полёта. Трудно передать словами, какой массовый восторг и воодушевление в нашей стране и во всём мире вызвал прорыв человека в космос. Гагарин и другие первые космонавты стали буквально кумирами (в хорошем смысле этого слова) миллионов. Чуть ли не каждый мальчишка Советского Союза той поры мечтал стать космонавтом и стремился быть похожим на всенародных героев.

Ныне на дворе совсем другая эпоха. Романтика космоса безвозвратно ушла в прошлое. На смену ей пришёл сугубо прагматический подход: какова экономическая отдача космической отрасли и каковы расходы на неё – вот вопросы, возникающие в головах наших современников при всяком упоминании о космосе. К сожалению, по моим наблюдениям, ещё более отрицательный, прямо скажем, мещанско-обывательский взгляд на космонавтику зачастую проявляется в православной среде. Мол, разлетались тут, делать им больше нечего, сначала бы землю обустроили... Многие православные относятся к покорению космического пространства примерно так же, как к строительству Вавилонской башни. Полёты в космос – это, мол, что-то такое небогоугодное: Господь повелел нам ходить по земле, и не нужно самовольно лезть куда-то вверх.

Однако здесь не всё так просто. Но не будем пускаться в богословские рассуждения, обратимся к историческим фактам. Даже сейчас мало кому известно, что отечественная космонавтика и Русская Православная Церковь имеют между собой тесные отношения, история которых берёт своё начало практически с момента первого полёта человека в космос. Сохранились воспоминания доцента Военно-Воздушной Академии имени Ю.А.Гагарина полковника Валентина Петрова, близкого друга первого космонавта. В них, в частности, полковник В. Петров сообщает интересные подробности их совместной поездки в Троице-Сергиеву Лавру в 1964 году. Отец наместник водил их в свою келью, после чего предложил посетить ЦАК (церковно-археологический кабинет при Московской Духовной Академии).

«Мы туда пошли, - вспоминает Петров, - и там произошёл случай, который меня потряс полностью. Когда мы подошли к макету храма Христа-Спасителя, Юра посмотрел и сказал мне: «Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!» Когда мы возвращались из Лавры, на нас такое впечатление произвело всё увиденное, что мы ехали как под гипнозом. Юра мне неожиданно сказал: «Валентин, вдумайся в слова: «Иже еси на небесех…» Я распахнул глаза: «Юрий Алексеевич, вы что, молитвы знаете?!» А он говорит: «А ты думаешь, только ты один их знаешь?» Спустя некоторое время после нашей поездки Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодёжи, в открытую предложил восстановить храм Христа-Спасителя как памятник воинской славы, как выдающееся произведение Православия. Одновременно он предложил восстановить и разрушенную в то время Триумфальную арку. Мотив был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Поскольку храм Христа-Спасителя – это памятник воинской славы, то люди, которые идут защищать Родину, должны это знать. Никто на пленуме, конечно, не ожидал таких слов от первого космонавта. Реакция была потрясающая, раздались бурные аплодисменты. А члены Президиума были серьёзно напуганы, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они не могли».
Многие, наверное, ещё с советских времён помнят расхожую фразу, взятую на вооружение антирелигиозной пропагандой: «Гагарин в космос летал, а Бога не видал». Происхождение этой фразы приписывают самому Гагарину. Хотя на самом деле принадлежит она вовсе не ему. Из уст Гагарина, как подтверждает Петров, такие слова никогда не исходили и не могли исходить. Они принадлежат Хрущёву. Это было связано с пленумом ЦК, на котором решался вопрос об антирелигиозной пропаганде. Там Первый Секретарь и сочинил  фразу, которая спустя некоторое время стала преподноситься уже несколько в ином аспекте. Стали ссылаться не на Хрущёва, а на самого Гагарина, который был любимцем народа, и такая фраза из его уст имела бы несравненно больший вес. Хрущёву, мол, не очень-то поверят, а вот Гагарину уж поверят наверняка.
Родители первого космонавта тоже были людьми верующими. Мама Гагарина, Анна Тимофеевна, перед тем как уложить детей спать на ночь, читала над ними «Отче наш». Таким образом, Юра с самых первых дней своей жизни был под покровом родительских молитв и крестного знамения. Весьма примечателен и случай, произошедший много позже. Уже после исторического полёта Никита Хрущёв организовал в Кремле торжественный приём, посвящённый этому эпохальному событию. Среди множества приглашённых был и Святейший Патриарх Алексий I (Симанский). Хрущёв в своей поздравительной речи затронул и религиозный вопрос, преподнеся празднуемое событие как победу материалистического и атеистического мировоззрения. Затем слово было дано Предстоятелю Церкви. Святейший присоединился к поздравлениям главы государства, но отметил, что это победа не атеизма, а человеческого разума, данного нам Богом. И вдруг, сразу после слов Патриарха, к нему подошла одна женщина и взяла у него благословение. Сейчас в этом не было бы ничего удивительного. А тогда это показалось громом среди ясного неба. «Это кто ещё такая? Кто её сюда допустил?!!» - такие мысли можно было прочитать на лицах многих присутствующих. Оказалось, что её, при всём желании, не допустить  было невозможно. По той простой причине, что пришла она сюда на праздник своего сына. Это была мать первого космонавта, Анна Тимофеевна Гагарина.  Так простая женщина показала коммунистическим вождям бесплодность их усилий в борьбе с верой.
Друг Гагарина полковник Петров после той поездки в Лавру положил начало традиции возить по святым местам своих учеников, студентов Военно-Воздушной Академии, и знакомить их с основами Православной веры. Сначала это делалось полулегально, и Петров неоднократно получал выговоры от начальства. То, что его так и не уволили, нужно признать
 чудом.

И вот прошли десятилетия… Сейчас уже совсем другое время. При Патриархе Алексие Втором полковник Петров поступил и успешно закончил катехизаторский факультет Свято-Тихоновского института. В одном из интервью на вопрос о том, как объяснить потребность в вере у людей, связанных с военным делом, и в частности, с небом и космосом, он ответил: «Летчик постоянно рискует жизнью и поэтому волей-неволей приходит к Господу. И у военных в такой ситуации рождается именно истинная вера. Своих учеников я считаю должным воспитывать в православном духе. Я не беру их за руку и не тяну насильно креститься. Ведь верить, как и любить, заставить нельзя. Но многие студенты нашей академии сами принимают крещение в процессе учебы». Патриарх Кирилл в 2010 году освятил в Звёздном городке храм Преображения Господня. Настоятель этого храма и духовник космонавтов, игумен Иов (Талац) говорит: «В 2003 году я приехал на экскурсию в Звездный городок, попасть на закрытую территорию было сложно, но мне помог мой давний друг, епископ Якутский и Ленский Зосима. Он познакомил меня с преподавателем Военно-Воздушной Академии имени Гагарина Валентином Васильевичем Петровым. Приехав в Звездный городок, я встретился с космонавтом Юрием Лончаковым, а уже через неделю Юра с семьей приехал ко мне в Троице-Сергиеву лавру (я являюсь ее насельником), затем стали приезжать и другие космонавты. Я благодарен Богу, что многие из них стали жить церковной жизнью, участвовать в Таинствах, Юра Лончаков на орбите прочитал всю Библию, часто звонил мне с богословскими вопросами. С 2006 года сложилась традиция: перед полетом космонавты приезжают в Лавру, и я служу молебен».

Однако далеко не лёгкие времена переживает сейчас современная космонавтика. Недостаток финансирования, острая нехватка молодых кадров, неполадки, катастрофы (слава Богу, давно уже без человеческих жертв: в последние годы было несколько падений ракет, пытавшихся вывести на орбиту спутники системы ГЛОНАСС). Но есть и проблемы иного плана. С самого начала космической эры вплоть до сего дня пилотируемая космонавтика так и осталась привязанной к околоземной орбите. Покорения межпланетного пространства человеком так и не началось (если не считать автоматических беспилотных аппаратов). Давно мы не видим  фундаментальных прорывов в космосе. И причины такого стопора, думается, лежат не только в материальной сфере. Вот что сказал игумен Иов: «Когда люди летают в космос и благодарят Бога, пытаются запечатлеть красоту, гармонию мира — это прекрасно, но если мы будем жить так, как сейчас живем, мы никуда не полетим, даже на Марс, не говоря уже о других мирах. Меня спросили как-то: «Почему, батюшка, у нас не получается двигаться дальше в космос?» А я отвечаю: «Мы Землю уже обезобразили, а вы хотите всю Вселенную обезобразить? Смотрите, что у нас творится — грабежи, убийства, насилие, обман… все наше беззаконие мы понесем дальше. Поэтому Господь нас не пускает. Поэтому, пока мы нравственно не дорастем, мы далеко от Земли не улетим». Мы своими грехами обезобразили не только образ и подобие Божие в нас самих, но и творение Божие — Его землю. Мы — вершина творения, и, если голова начинает гнить, погибает всё тело». Нельзя не согласиться со словами «космического» духовника. Вспомним мысль святых отцов о том, что тайны мироздания Господь открывает только целомудренному уму. Вспомним, что большинство великих учёных, внёсших фундаментальный вклад в науку, были верующими: Коперник, Ньютон, Паскаль, Декарт, Галилей, Кеплер, Лейбниц, Ломоносов, Менделеев… Верующими было и является подавляющее большинство отечественных и зарубежных космонавтов. Видимо, и межпланетные просторы покорятся только тем, кто (конечно, в определённой степени) чист и целомудрен духом. А значит, взаимодействие и сотрудничество с Церковью космонавтике просто жизненно необходимо. И оно, конечно же, будет только развиваться.

Диакон Виталий Гарабов,
г. Чистополь.



Возврат к списку

Наш канал Youtube

Календарь

 


 

ПОЖЕРТВОВАНИЯ
Православные новости